Развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти, построено на активном и самостоятельном освоении ребенком знаний и умений.
Учитель на уроках не передает готовые знания, обучение организовано так, чтобы школьники могли самостоятельно ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, участвуя в обсуждениях или проводя эксперименты. На уроках создается благоприятная психологическая среда, которая позволяет развивать у детей инициативность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить и находить креативные решения, повышает самооценку.
Обучение строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть оно нацелено на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его. Ребенок учится решать задачи, в которых пока не может разобраться самостоятельно, но уже готов справляться с ними при помощи взрослых. Обучение проходит в сотрудничестве с педагогами и родителями через совместный поиск.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие детей. Целью развивающего обучения является создание оптимальных условий для освоения детьми на высоком уровне предметных знаний и умений; для развития мышления и учебной деятельности, позволяющих находить проблемы, ставить цели, разрабатывать способы их решения, достигать цели, контролировать деятельность и оценивать результаты.
Развивающее обучение ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала и возможностей детей. Дети, обучающиеся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень их интеллекта выше, чем у сверстников, обучающихся по другим программам.