Под грамотностью понимается владение: 1)
содержательной грамотностью, т.е. владение различными системами знаний; и 2)
функциональной грамотностью, т.е. владение совокупностью умений, позволяющих младшему школьнику правильно и эффективно действовать в разных функционально-социальных местах, используя полученные знания и умения.
Эпоха детства включает в себя два возрастных периода: дошкольный возраст от 3 до 7 лет и младший школьный возраст от 7 до 13 лет, что требует создания в рамках Начальной школы двух образовательных подразделений:
Школы Игры (от 3 до 7 лет)
и Школы Урока (1-6 классы).
В
Школе Игры воспитываются дети дошкольного возраста (дети от 3-х до 7-и лет), ведущим типом деятельности которых становится
сюжетно-ролевая игра (режиссерская игра с правилами). Игра позволяет дошкольникам осваивать действительность путем ее воспроизведения и моделирования.
Центральное психическое новообразование дошкольного возраста –
развитое воображение и символическая функция сознания. К концу дошкольного возраста у детей появляются: первое схематичное, но цельное
детское мировоззрение, первые
этические представления,
личное сознание и произвольное поведение.
Ведущая форма организации воспитания дошкольников –
игра и продуктивная деятельность:
рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Ведущая форма сотрудничества в дошкольном возрасте –
игровое сотрудничество группы детей со взрослым как
носителем социальных отношений.
В
Школе Урока обучаются дети младшего школьного возраста (1-6 классы), ведущим типом деятельности которых является
учебная деятельность. Учебная деятельность позволяет младшим школьникам овладевать содержанием
развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права), усваивая теоретические знания путем выяснения их происхождения.
Центральное психическое новообразование
младшего школьного возраста –
учебная деятельность и аналитический уровень [1] теоретического сознания и мышления.
Ведущая форма организации обучения младших школьников –
урок (под которым необходимо понимать – собственно урок, занятие кружка, студии и т.п.), ориентированный на решение познавательных и учебных (творческих) задач. Школа Урока нацелена на
правильную организацию урока, непременным условием которого является требование точного и обязательного решения
познавательной и учебной задачи, «чистоты работы», то есть точного пооперационного выполнения учебных действий.
Урок в Школе Урока пронизан
творчеством, но не переходит в него преждевременно.
Творчество в Школе Урока реализуется: 1) в преодолении ситуации образовательной неопределенности; 2) в целеполагании (в постановке учебной задачи); 3) в создании модели общего способа действия (модели теоретического понятия) и ее преобразовании; 4) в планировании, контроле и оценке общего способа решения частных задач. Творчество в Школе Урока обязательно должно сочетаться с
педантичностью и скрупулезностью в выполнении учебных действий.
Ведущая форма сотрудничества в младшем школьном возрасте –
учебное сотрудничество группы детей со взрослым как
носителем культурных норм и общих способов мышления и деятельности.
[1]
Уровень осуществления анализа – аналитическое мышление